“Всадники Кавказа” – последний платок Дома Hermes на “русскую” тему (если, конечно, не брать новый “Анимаполис”, хехе), вышедший в коллекции весна-лето 2015, был посвящён богатейшей культуре Северного Кавказа, этносам, населяющим этот регион, и их отношениям с лошадьми. В истории этого платка Эрмес говорит об адыгах (aka черкесах, под этим именем они были известны на Западе и в России в XVIII-XIX веках), но общим титулом “адыги” именовалась целая группа народов, в советское время разделённых на кабардинцев, адыгейцев, черкесов и шапсугов. Все они проживали на территории Северного Кавказа и имели в том числе и свои традиции и уклад быта.
На свет сюжет Cavaliers du Caucase появился благодаря настоятелю католического прихода в Нальчике, отцу Лорану, который решил, что Эрмес, возможно, заинтересуется черкесскими орнаментами и предметами национальной культуры. Помимо своей миссионерской деятельности Отец Лоран также руководит детским центром верховой езды “Белый Конь”, где занимаются дети разных конфессий. В помощь пострадавшей от пожара в 2014 году конюшне Эрмес помимо расцветок основной коллекции выпустил этот дизайн в двух лимитированных цветах, доступных только для покупки в Москве, и часть от продажи которых, пошла на восстановление центра.
Хочется узнать, что же изображено на платке Hermes Cavaliers du Caucase? Тогда добро пожаловать под кат ^__-
Термин “черкеска” пришёл к нам от первых русских переселенцев, которые увидели эти кафтаны на горцах и по достоинству оценили удобство черкесок при езде верхом. У каждого народа было своё название для черкески: кабардинцы и черкесы называют ее цей, адыгейцы — цый, карачаевцы и балкарцы — чепкен, ногайцы — шепкан. Все эти названия обозначают также и ткань, из которой шили черкески, то есть домотканое сукно. Адыги не любили яркую или пёструю одежду, считая её безвкусной, поэтому черкески преимущественно шились из чёрной, коричневой или серой ткани. Изредка встречались и тёмно-вишнёвые черкески. Белые черкески считались парадными, а в некоторых местах их вообще могла носить только знать. “Фишка” черкески была в том, что её верхняя часть должна была идеально облегать стан, плавно расширяясь к низу. Её всегда носили в застёгнутом виде, распахнутые черкески носили только старики. Самая узнаваемая часть черкески – газырница, появилась с распространением огнестрельного оружия, в ней хранились ружейные снаряды, газыри. Газыри предстапредставляли собой деревянные трубочки, в которые засыпали определенную мерку пороха, и закладывали свинцовые пули. Отверстие закрывалось металлическими (иногда серебряными и даже золотыми в случае знатного владельца) крышечками, красиво отделанные гравировкой и чернью. Впоследствии, с появлением ружей, заряжавшихся готовыми патронами, газыри утратили практическое значение и сейчас имеют только декоративную функцию.
Обязательной вещью в “дорожном наборе” адыгов была бурка (длинный плащ из войлочной шерсти) и башлык из тонкого домотканного сукна. Помимо ежедневного практического применения башлык также считался неотъемлемой частью праздничного мужского гардероба, в богато разукрашенном балыке юноша ехал за своей невестой.
Небольшое и лёгкое черкесское седло было удивительно удобным для всадника и лошади. Оно не травмировало спину животного в долгих походах и позволяло всаднику свободно разворачиваться, что было особенно важно, если нужно было отстреляться от преследователей. На седло клали седельную подушку, набитую оленьей шерстью. Также на платке изображены традиционные стремена, узкие и высокие.
Страсти по Кабардинской породе лошадей по накалу ничуть не ступают спорам о родине борща на кулинарных форумах. Каждый регион Северного Кавказа считает себя родиной этой породы. Ситуация усугубляется тем, что во время репрессий карачаевцев, лошадей Карачаевской породы постигла та же участь, и лучших карачаевских жеребцов записали как кабардинцев. Поэтому споры о том, какая порода считается настоящей лошадью горцев, пока не утихают. Общий консенсус по кабардинской породе – это то, что эти животные должны обладать отличным равновесием и выносливостью для длинных походов в горах и приличной резвостью на равнинах. Для этого природа подарила им сухие крепкие ноги и очень прочные копыта, которые не стираются о скалы и камни. В кабардинцах выделяют три внутрипородных типа: восточный, основной и густой. Лошади восточного типа имеют облегчённый фенотип, лошади основного типа – это типичные горные верховые, лошади массивного типа более тяжёлые и мясистые, ближе всего стоят к легкоупряжным породам. Благодаря своей выносливости это порода очень популярна для использования в пробегах. Там, где кабардинским лошадям не хватает резвости, их кровят чистокровными верховыми, иногда выделяя их в отдельную англо-кабардинскую породу при большой доле крови ЧКВ.
Пояса были обязательным атрибутом мужского гардероба. Мужской пояс нёс несколько функций: 1) на него цепляли кинжал и предметы, необходимые мужчине в дороге и на охоте, 2) им подпоясывали черкеску. Не подпоясанным мужчине нельзя было выйти на улицу, войти к старику или к человеку, стоявшему выше его по положению. Пояс не носили только дети и очень дряхлые старики. Обычные мужские пояса делали из тонкой кожи с металлической пряжкой. Праздничные варианты украшались резными серебряными бляшками и ремешками-подвесками с металлическими наконечниками.
В отличии от мужчин, женский пояс не являлся обязательным атрибутом женского костюма. Пояса в основном носили девушки готовые к замужеству, зрелые и пожилые женщины подпоясывались кусками ткани или кушаками.
В культуре адыгов шапочки являются одной из основных частей головного убора девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка. Шапочки могли отличаться отделкой, но их всех характеризовало наличие твердой основы из кожи или картона, придающей изделию четко выраженную форму. Основа шапочки обтягивалась тканью или галуном, подкладка делалась из кожи или ткани, а украшали их вышивкой, золотыми или серебряными нитками, галунами, кистями, бахромой и подвесками. Шапочки были очень дороги и доступны далеко не каждой девушке, но на свадьбу их можно было одолжить у родственников или знакомых. При этом у некоторых народов Северного Кавказа шапочки вообще разрешалось носить только знатным девушкам. Этот предмет гардероба в основном носили наполовину прикрытым платком или шалью, хотя разрешалось надевать шапочку и на распущенные волосы или косы.
Золотому шитью, как одному из важнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгов, посвящено множество многорафий, диссертаций и научных трудов, поэтому тем, кто хотел бы более глубоко погрузиться в эту тему, я рекомендую начать с вот этой статьи.
Адыги предпочитали одежду сдержанных цветов, поэтому вышивка была очень действенным способом превратить повседневную одежду в праздничную. Все девушки из знатных семей были обязаны обучиться золотому шитью, и об их мастерстве ходили легенды. Известны следущие старинные техники шитья: “в прикреп”, “настилом” или гладью, шитьё по верёвочкам, вышивка канителью, плетение на пальцах тесьмой, ткачество на дощечках и плетение кистей, галунов и бахромы.
Источники фотографий: pinterest, wikipedia, Vitaliy Stieben, http://konevodstvo.su/, Россия для всех
Информация об особенностях национального адыгского костюма взята из вот этой замечательной монографии.