Принято считать, что каре Эрмес являются эталоном шёлковых платков, и что конкурентов у них нет и не будет ^_- Не спорю, с их качеством печати трудно соревноваться, а многие сюжеты настолько многослойны, что их можно разглядывать по сто раз и всё равно открывать для себя что-то новое. И всё-таки были компании, которые, если и не пытались бороться за пальму первенства с Hermes, то уж точно заслуживают пристального внимания людей, интересующихся платками. Одной из таких компания стала для меня фирма Kreier, или как её ещё называли Max Kreier AG. Эта швейцарская фирма по производству высококачественного текстиля (платков, постельного белья, товаров для дома и т.д.) была основана 1954 году и базировалась в Санкт-Галлене, сердце швейцарской текстильной промышленности. К сожалению, в 1996 году Kreier постигла та же участь, что и большинство “платочных” компаний, не сумевших вовремя перепрофилироваться в модные дома, она закрылась. Причина банкротства этих компаний кроется прежде всего в том, что они не смогли идти в ногу со временем, и когда в конце XX века платки перестали быть насущным женским аксессуаром, продиктованным этикетом и культурным кодом, и спрос на них заметно упал, эти компании не смогли предложить ничего взамен и не выдержали конкуренции со стороны Gucci, Salvatore Ferragamo, Hermes и им подобным.
На самом деле это очень жаль, потому что Kreier был прекрасным производителем платков, и по качеству и по сюжетам (до сих пор вспоминаю их пошетик с горнолыжными видами спорта). Но больше всего Kreier известен коллекционерам, как ещё одна компания, сотрудничавшая с Завье де Порэ (Xavier de Poret), одним из самых популярных художников для Дома Hermes. Но так ли это было на самом деле?
Цель этой статьи немного разобраться в сабже и попробовать ответить на вопрос, действительно ли Завье де Порэ сотрудничал с Kreier, или они просто вдохновились его работами и печатали нечто похожее.
Для начала стоит вообще посмотреть на платки де Порэ, сделанные для Эрмес. Во-первых, они все подписаны (см фотографию сверху), во-вторых основаны на его уже существующих этюдах, и в-третьих, далеко не всегда являются точными копиями этих этюдов. Художник почти всегда менял какие-то детали своих рисунков, когда переносил их на каре, но есть платки, где перенос произошёл практически без изменений, например, Les Levriers. Этюд с грейхаундами оказался на шёлке чуть-ли не в своём первозданном виде, собаки располагаются на платке в том же порядке, что и на рисунке, только между ними больше места (специфика переноса прямоугольного изображения на квадрат).
Если мы посмотрим на любой другой платок, то легко заметить, что какие-то детали этюдов были изменены для печати на шёлке. Сложно сказать, чем это было обосновано: заботой об авторских правах или просто желанием сделать эксклюзив. Также непонятно, кто выступил за эти изменения: сам автор или Робер Дюма, но факт остаётся фактом, вроде и узнаваемо всё, но у белки может быть выпрямлен хвостик, у лисицы чуть изменена поза, у собаки голова изображена в пол-оборота, а не в профиль, или у лошади оставлена нога, а жеребёнок не лежит, а стоит.
Но всё же, можем ли мы быть точно уверенными, что Завье де Порэ создавал платки для Крайер? Единственным источником, который ссылается на эту коллаборацию, является книга “Scarves” Ники Албрехтсен и Фолы Соланкен. Есть непрямое указание на возможное сотрудничество – статья в Википедии, где говорится о том, что де Порэ женился и переехал жить в Швейцарию. Основная же задача состояла в том, чтобы увидеть элементы этюдов художника в платках Kreier, потому что “рука автора” в них не всегда заметна, а платки не подписывались. И если глядя на поше с утятами сомнений в авторстве Порэ у меня практически нет, то платки с таксами или охотничьими собаками вызывают подозрения, и их прототипы в этюдах я не нашла. Но, к счастью, мне повезло найти один платок Kreier с изображениями голов лошадей, в одной из которой я узнала его рисунок. Надеюсь, правда, что это доказывает, что де Порэ всё-таки сотрудничал с Крайер, а не факт плагиата ^_^
Если же просто сравнить качество платков Эрмес и Крайер на цветном поле, то Эрмес тут вне конкуренции. Их печать смогла передать все нюансы карандашного наброска, когда как в платке Крайер пропали детали, хотя на белом фоне (см. “Утят”) у швейцарцев, в принципе, всё получилось.
На самом деле здесь должны были быть выводы ^__^ А их нет. Делал ли Завье де Порэ платки для Kreier? Непонятно, на них нет его подписи, что кстати, подозрительно, потому что всё остальное художник подписывал Xavier de Poret своим суперузнаваемым почерком. Служили ли его этюды вдохновением для крайеровских платков? Да. Но однозначных выводов я делать не буду, а вместо этого поделюсь с вами фотографиями редчайших платков Coqs de Bruyere из коллекции моей подруги Майи, которые она любезно дала мне пожамкать. Как сказала прекрасный специалист по винтажному текстилю Наташа Ландес, скорее всего эти платки были выпущены в качестве подарков на презентации орнитологической книги с иллюстрациями де Порэ. Качество печати очень сильно напоминает Эрмес, хоть на платках и нет канонической надписи Hermes Paris.
Источники: Спасибо Майе за платки, Artnet, ebay.com, etsy.com